далее >

В настоящей статье мы попытаемся разобраться в таких понятиях как «гарантийный срок» и «срок службы», в чем различия между этими понятиями и насколько корректны обещания некоторых производителей по гарантийному сроку.

Что такое срок службы товара, и чем он отличается от гарантийного срока?

На товар, предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы — период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.

Справка.

Товары длительного пользования — это продукция с продолжительным сроком эксплуатации до отказа, составляющим три года и более.

Изготовитель обязан установить срок службы товаров длительного пользования, которые, по истечении определенного периода, могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.

Запрещается продажа товара, на который должен быть установлен, но не установлен срок службы.

Срок службы следует отличать от гарантийного срока.

Гарантийный срок — период, в течение которого, в случае обнаружения в товаре недостатка. изготовитель (продавец) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные ст. 18 и 29 Закона «О защите прав потребителей».

Таким образом, гарантийный срок всегда короче срока службы. Если в течение гарантийного срока, изготовитель и продавец несут ответственность за все недостатки автомобиля, возникшие по их вине, то в течение срока службы ответственность несет только изготовитель и только за существенные недостатки автомобиля.

Справка. Существенный недостаток товара — недостаток, который:

  • делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением,
  • либо который не может быть устранен,
  • либо который проявляется вновь после устранения,
  • либо для устранения которого требуются большие затраты,
  • либо вследствие которого потребитель, в значительной степени, лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора (Преамбула Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Какой гарантийный срок устанавливается на строительные работы?

В строительстве гарантия распространяется на все недостатки, которые возникли по вине застройщика

Застройщик отвечает за качество выполненных работ, которое предусмотрено не только проектной и другой технической документацией, но и различными нормами и правилами, утвержденными законом.

 Гарантия предоставляется застройщиком на:

  • Все недостатки, которые возникли из-за недоброкачественного выполнения работ.
  • Ненадлежащую конструкцию отдельных элементов здания или сооружения (сюда входят и несущие элементы, и инженерные сети, и ремонт, и фурнитура).
  • Неправильный монтаж отдельных элементов.
  • Использование некачественных строительных материалов.
  • В течение гарантийного срока подрядчик несет ответственность как за весь объект в целом, так и за его структурные части. Закон не делает различий между значительными или незначительными дефектами: все они должны быть устранены бесплатно.

    Единого установленного законом гарантийного срока на строительные работы не существует. Он прописывается в каждом отдельном договоре и зависит от политики застройщика. Неважно, идет речь о строительстве многоэтажного жилого дома или частного коттеджа. Однако законодательство определило минимальную планку гарантии – 12 месяцев со дня приемки.

    В ст. 756 ГК РФ есть еще одно понятие, напрямую связанное с ответственностью застройщика перед потребителями, – предельный срок для обнаружения недостатков по качеству. Он составляет пять лет. В течение этого времени вы имеете полное право обратиться к застройщику, если у вас, к примеру, течет кровля или же при монтаже была нарушена система вентиляции.

    Между предельным сроком обнаружения недостатков и гарантийным сроком существуют отличия. Во-первых, после истечения гарантии, но до окончания пятилетнего периода при выявленных дефектах вы должны будете доказать, что эти самые дефекты возникли по вине застройщика. На практике же это означает, что вам придется привлекать сотрудников независимой экспертной организации за свои деньги. Во-вторых, будет сложнее истребовать неустойку за нарушение сроков устранения недостатков. Еще один момент, связанный со временем, — вы должны сообщить подрядчику об обнаруженных дефектах в определенный срок: Если речь идет именно о монтажных или ремонтных работах, то предельный временной период для обращения составляет один год. О дефектах, образовавшихся из-за ненадлежащего качества работ при строительстве зданий и сооружений, вы должны сообщить застройщику в течение трех лет. Важно обращать внимание на наличие в договоре пункта о сроках безвозмездного устранения выявленных недостатков. Если такого пункта в договоре нет, то в будущем суд может это расценить как ваш отказ от права на бесплатный гарантийный ремонт. В таком случае исправлять недоделки застройщиков придется за свой счет.

    Когда застройщик может быть освобожден от ответственности

    В Гражданском кодексе также перечислены случаи, при которых не получится привлечь подрядчика к исполнению гарантийных обязательств:

    • Если застройщик докажет, что недостатки возникли вследствие нормального износа объекта (когда стороны договора — юрлица, нормальный износ определяется действующими нормами амортизации).
    • Если будет установлено, что заказчики нарушили условия эксплуатации здания, что и привело к возникновению дефектов.
    • Если выяснится, что вы или нанятые вами третьи лица самостоятельно ремонтировали объект, нарушая строительные нормы или используя некачественные материалы.
    • Если заказчик объекта разработал не соответствующую нормам инструкцию по эксплуатации.
    • Если третьи лица разработали строительный проект с нарушениями.
    далее >