В помощь Настоятелю

Главная

Православный крест

 

При всей канонической строгости купольный крест имеет очень большое количество вариантов.

Как правило, кресты совместно с другими элементами навершия представляют собой художественное воплощение голгофы и зачастую являются произведением искусства, в том числе и древнего православного. Даже канонические   кресты (простые восьмиконечные) выполняются по определенным пропорциям. В отличие от куполов кресты имеют большое количество художественных форм. Условно все имеющиеся формы крестов можно  разделить   на

5 основных групп:

1-        Кресты простые канонические восьмиконечные.

2-        Кресты канонические с украшениями на концах и в местах пересечения.

3-        Кресты просечные простые четырехконечные  с рисунком по центру перекладины.

4-        Кресты просечные византийские с якорем и другими внешними украшениями.

5-        Кресты особые с элементами из стекла, мрамора, драгоценных и полудрагоценных камней со скульптурными элементами.

Материалы основы для изготовления крестов.

Для крестов 1- й группы:

-  дерево, как правило,  дуб или лиственница, реже сосна и ель;

-  конструкционная сталь;

-  нержавеющая сталь;

-  литье из серого чугуна, бронзы или алюминия (очень редко).

Мы рекомендуем изготовление основы креста из нержавеющей или конструкционной стали. Стоимость нержавеющей стали в 6-8 раз выше конструкционной, но она в 3-5 раз долговечнее. Выбор стали зависит и от дальнейшей обработки креста.

Для крестов 2- й группы:

-  дерево, как правило дуб или лиственница, реже сосна и ель;

-  конструкционная сталь;

-  нержавеющая сталь;

-  литье из серого чугуна, бронзы или алюминия.

Использование деревянной основы для крестов этой группы может привести к низкому качеству крепления декоративных элементов. Для того что бы обеспечить надежное крепление элементов к дереву необходимо использовать хомутовые соединения. Литье потребует болтовые соединения с последующей фиксацией. Наиболее просто и эффективно изготовить крест из нержавеющей стали.

Для крестов 3-й  группы:

-  конструкционная сталь;

-  нержавеющая сталь;

-  литье из бронзы.

Кресты данной  группы чаще всего выполняются из конструкционной стали методом художественной ковки, либо из бронзы методом литья по выплавляемым моделям. В настоящее время получило широкое распространение изготовление крестов из нержавеющей стали с рисунком вырезанным лазером или гидрообразивом. Исполнение  крестов по старым технологиям так же достаточно эффективно, хотя и дороже (в 1,5-2,0 раза).

  Для крестов 4-й  группы:

-  конструкционная сталь;

-  нержавеющая сталь;

-  литье из бронзы или алюминия.

Нержавеющая сталь в данном случае - наиболее перспективный материал обеспечивающий высокую прочность и долговечность изделия. Кресты из конструкционной стали по стоимости не отличаются от крестов из нержавеющей стали т. к. их технологическое изготовление идентично, а для обеспечения коррозионной стойкости и качества поверхности для дальнейшей обработки масса конструкционной стали в 2-3 раза больше массы нержавеющей стали. Литье из бронзы особенно крестов большого размера (более 3 метров) влечет значительное увеличение массы креста (в 5-6 раз) относительно нержавеющей стали, что увеличивает очень увеличивает стоимость изделия.

 

 

Для крестов 5-й  группы:

-  конструкционная сталь;

-  нержавеющая сталь;

-  литье из серого чугуна, бронзы или алюминия.

                 Для крестов данной  группы сохраняется та же тенденция с преимущественным применением нержавеющей стали, но применяется много и литых элементов из чугуна и алюминия. При своей кажущейся высокой стоимости отливки крестов из алюминия достаточно эффективны и экономически оправданны. Применение литых изделий из алюминия, очевидно, будет расти. Алюминий - прочен и легок, хорошо  обрабатывается. Процесс анодирования с применением неорганических красителей позволяет достичь высоких декоративных свойств поверхности и обеспечивает широкую цветовую гамму от золотого до черного цвета. И з алюминия, например, выполнены декоративные украшения крестов (9,5 м и 5,5 м) магаданского Свято-Троицкого Кафедрального собора и кровля резиденции Патриарха в п. Переделкино  Московской области.

                Последнее время в качестве материала навершия предложено использование титановых сплавов. Титан обладает высокой прочностью и долговечностью сравнимой только с золотом (более 50 лет). Использование титана осложняется двумя обстоятельствами – это высокая гибкость титана и его плохая свариваемость. Но можно с высокой долей уверенности утверждать, что этот на первый взгляд экзотический материал пробьет себе дорогу и в храмовом строительстве.

                Основные способы изготовления и сборки крестов.

                Для крестов всех групп, изготовленных из стали, существует три способа изготовления и сборки – это сварка (электродная или аргонная), болтовое соединение и комбинированное изготовление. Наиболее широкое применение нашел комбинированный способ, при котором основная часть изделия, остов и часть украшений, выполнены в единой сварной конструкции, а часть украшений (накладки, тарелки и т. д.) выполнены на болтовом соединении, что обеспечивает хороший доступ к остову. Такой метод позволяет обеспечить надежное крепление и хороший доступ к элементам креста. Растет количество крестов выполненных полностью сборными на болтах. Такие кресты очень хороши для транспортировки и удобны для монтажа, но болтовое соединение элементов крестов требует очень внимательного подхода для обеспечения надежности и жесткости соединения. Особенно повышает качество соединения применение высокоточных и высокопрочных болтов с клеевой фиксацией.

                Для крестов, выполненных из алюминия характерна та же методика, что и для стали, за исключением отдельных элементов, которые могут быть выполнены литьем. Алюминиевый крест может представлять из себя комбинацию из литого остова, вырезанных и приваренных к нему украшений и украшений, собранных на болтах.

                Кресты из бронзы или латуни выполняются методом литья по выплавляемой модели, что обеспечивает высокое качество декоративных элементов, при этом часть украшений (просечка) может быть выполнена из латуни.

                Кресты 2-й, 3-й, 4-й и 5-й группы могут быть выполнены из разных материалов. Обычно встречаются комбинации: чугун- конструкционная сталь, бронза- нержавеющая сталь, нержавеющая сталь - алюминий. Но при этом стоит помнить , что материалы могут вступать в электрохимическую коррозию, которая буквально за считанные месяцы уничтожит изделие. При комбинированном материале креста соединения желательно выполнить болтовыми с дополнительными элементами изоляции.

  Покрытие крестов.

                 Кресты 1-й и 2-й группы, выполненные из дерева и черной стали могут быть обшиты нержавеющей сталью с покрытием нитридом титана под золото. Это самый дешевый способ изготовления. Обшивка с применением  нержавеющей сталь с покрытием золотом- более дорогая, но смотрится красивее.

В качестве обшивки можно применить медь определенной марки толщиной не долее 0,6 мм с последующим золочением сусальным золотом. Это самый дорогой и самый распространенный метод покрытия в частных мастерских, не имеющих высокотехнологичного оборудования.

При обшивке крестов очень важно обратить внимание на стыковочные швы. Они должны быть выполнены надежно и ровно без всякой пайки.

                Кресты 1-й и 2-й группы, изготовленные из нержавеющей стали могут быть покрыты нитридом титана под цвет золота или золотом гальваническим методом. При высоте креста до 2 метров разница в стоимости крестов с золотым и нитрид-титановым покрытием минимальна.

Некоторые производители наносят на нержавеющую сталь сусальное золото. Такой метод покрытия не обеспечивает долговечной эксплуатации изделия т. к. сцепление клея с полированной нержавеющей поверхностью  плохая.

                Кресты 3-й, 4-й и 5-й группы,  выполненные из нержавеющей стали, покрываются только гальваническим золотом. В этом случае, в сравнении с литыми крестами, достигается существенное снижение  стоимости изделия на больших размерах. Так стоимость крестов высотой от 4м, покрытых золотом гальваническим методом ниже  в 3-4 раза стоимости литых  крестов аналогичных размеров.

                Кресты литые из чугуна и бронзы 1-й и 2-й группы чаще всего покрываются гальваническим методом золотом 999 пробы.

                Кресты  литые из чугуна и бронзы 3-й и 4-й группы чаще всего покрываются сусальным золотом.

                Кресты всех групп, выполненные из алюминия могут быть анодированы «под золото» или покрыты нитридом титана «под золото», что достаточно привлекательно по цене, или могут быть покрыты сусальным золотом если их габариты более 4  метров.

                Кресты 5-й группы выполняются с украшениями из хрусталя, полудрагоценных камней или драгоценных материалов которые дороже золота – палладий, рутений и платина. Такие кресты настоящее произведение искусства.

О надежном креплении креста

В настоящее время существует два основных способа крепления креста

Крепление на конус – это крепление досталось нам от предков. Оно очень эффективно и надежно. Хвостовик креста выполняется в виде длинного конуса прямоугольного сечения. Длинна хвостовика обычно равна высоте креста. Хвостовик заходит в подготовленную распорку состоящую не менее чем из двух прямоугольных отверстий под соответствующее сечение хвостовика. Распорка жестко закреплена и связана пирамидой с мауэрлатом. Крепление на конус обеспечивает долговременное жесткое крепление креста к куполу.

Крепление на фланец нашло свое применение в последнее время. Оно обеспечивает хорошую герметичность и возможность регулировки положения креста. Фланец может быть горизонтальным и вертикальным. Крепление осуществляется через болты.

Существуют также экзотические способы  крепления,  которые разработаны в основном для массивных наверший и крестов.

Очень часто возникает вопрос о применении растяжек как элементов крепления креста. Важно отметить, что растяжки применяются только как дополнительное страховочное крепление и не могут обеспечить устойчивости креста.  Так же область применения растяжек ограниченна углами их установки. Если углы слишком острые, то действие растяжек равно нулю. Растяжки – это в основном декоративные элементы навершия, вопрос о постановки которых должен решать архитектор.

Из всего вышесказанного можем дать следующие рекомендации.

Если необходимо максимально удешевить  изготовление крестов для каменной часовни, то лучше  сделать простой восьмиконечный крест из сварной черной стали,  желательно из проката максимальной толщины и обшить его нержавеющей сталью с покрытием нитридом титана «под золото» или золотом с фланцевым креплением, которым Вы сможете зафиксировать крест сами.

Если Вы хотите сделать очень красивый крест для своего прихода, рекомендуем выполнить его из нержавеющей стали (см. рекомендации для 1-й или 2-й группы) с покрытием золотом гальваническим методом и фланцевым соединением.

Если нужен большой крест 4 группы, рекомендуем заказать его из нержавеющей стали с покрытием золотом гальваническим методом или из черной стали с покрытием сусальным золотом и с соединением на конус.

Если Вы затрудняетесь определиться, мы подскажем наиболее удачное решение для Вашего прихода и изготовим крест, который будет Вас радовать  долгие и долгие годы. 

 

 

 

  

  Еще раз о золочении и его имитации.

 

Эта статья для Настоятелей, которые сталкиваются со многими неясными вопросами при строительстве или обустройстве Храма. ООО «Строительно-реставрационная компания «Предслава» производит работы по золочению любой сложности и производит кровельный материал с напылением нитридом титана. Чтобы помочь нашим Заказчикам сделать правильный выбор, мы поговорим о золочении и его имитации.

Прежде всего,  необходимо четко определиться, что такое золочение.

Золочение (позолота) - процесс нанесения на поверхность изделий слоев золота различной толщины.

Все остальное –  к процессу золочения отношения не имеет.

В настоящее время применяется (здесь мы говорим о наружных работах) сусальное и гальваническое золочение, а в качестве имитации золота  используется кровельный материал с напылением нитридом титана.

Сравним важнейшие характеристики материалов, покрытых гальваническим, сусальным золотом и нитридом   титана, такие как долговечность, способность сохранять первоначальный вид и стоимость.

Гальваническое золочение золотом 999 пробы придает изделиям красивый, благородный, золотой вид, которым мы привыкли любоваться на шедеврах церковного зодчества и   который остается неизменным при любой погоде.

            Золото достаточно мягкий, пластичный, ковкий и тягучий металл, очень хорошо держится на поверхности и не растрескивается, соответственно на поверхности не скапливается атмосферная грязь;

Золото не окисляется на воздухе и устойчиво при воздействии влаги, не вступает в реакцию с кислотами, щелочами, солями. Не подвержено воздействию сероводорода, поэтому прекрасно защищает от коррозии.

Благодаря таким свойствам только о золотых покрытиях мы по опыту, а не теоретически знаем, что золотые покрытия сохраняют свой цвет свыше 100 лет. (Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, или Успенский собор в Кремле). Правда здесь применяли огневое золочение, но в данном случае, когда мы говорим  об эстетических свойствах золота, это принципиального значения не имеет.

Кстати говоря, метод гальваностегии позволяет «подновлять» и даже реставрировать поверхности в полном объеме без их демонтажа.

Покрытый нитридом титана кровельный материал  (при условии,  что нитрид титана нанесен на качественную листовую нержавеющую и только определенной марки сталь) – долговечен. Однако его цвет  изначально в визуальном восприятии отличается  от цвета золота. Покрытие имеет заметную пористую структуру, а его способность к расширению отличается от подобной характеристики нержавеющей стали, на которую нитрид титана напыляется. Из-за  этих особенностей   покрытие через 3-4 года начинает тускнеть и менять оттенок, т.к. на его поверхности появляются микротрещины и скапливается атмосферная грязь. Отмыть такие поверхности практически невозможно. И хотя покрытие  прослужит лет 50, цвет его, увы, будет очень отличаться от цвета золота.

Наглядный пример - потемневшие купола Храма Христа Спасителя, что стало заметно уже через 5 лет после освящения Храма.

Долговечность внешнего вида изделий,  покрытых сусальным золотом, очень сильно зависит от качества изготовления самого сусального золота, условий работ по золочению, мастерства позолотчиков и окружающей атмосферной среды. Само сусальное золото, так же как и нитрид титана, хотя и в иной степени, имеет пористую структуру и так же имеет свойство накапливать атмосферную грязь, которая приводит к изменению цвета сусального золота в процессе эксплуатации. Кроме того «сусалить»  необходимо только уже смонтированные  изделия. Если изделия сначала «сусалят», а потом производят монтаж, велика вероятность механического повреждения сусальных покрытий, а это ускоряет процесс утрачивания первоначального цвета, которое на практике резко меняется уже через 5-6 лет.

Итак, если технология изготовления соблюдается, мастерство позолотчика отменное, сусальные покрытия будут служить и радовать до 20 лет. Если нет, то через 10 лет максимум  покрытие необходимо менять. К сожалению, практика подтверждает последнюю цифру.

Теперь о стоимости.

Сразу отметим, что разница в стоимости изделий с применением покрытий с напылением  нитрида титана и позолоченных сусальным, гальваническим  золотом зависит от площади облицовки и стоимости необходимых сопутствующих работ. Так, например, конечная стоимость изделий с гальваническим золочением становится равной стоимости изделиям с сусальным золочением, т.к. в последнем случае необходимо устанавливать дорогостоящие шатры для золочения на высоте.

Для наглядности покажем стоимость купола, рассчитанную для Храма в Москве в трех вариантах:

1. купол d=3м с юбкой и подзорами из нитрида- титана – 354 420 руб.;

2. купол с юбкой и подзорами с облицовкой кровельным материалом, покрытым гальваническим золотом – 1 177 470 руб;

3. купол с юбкой, покрытый сусальным золотом и подзорами, покрытыми гальваническим золотом – 1 124 470 руб.

В данном случае при всех своих преимуществах изготовление купола  с применением гальванического золочения всего в 3,3 раза дороже изделий из нитрида  титана.

Сравнивайте и выбирайте сами. Мы готовы выполнить работу с любым материалом.

В заключение хочется сказать,  какой бы ни был выбран вариант, Ваш Храм будет радовать людей красотой, если строился он с душой и с верой в Бога.

 

О некоторых аспектах строительства Храмов

              

Прежде всего, необходимо четко понимать, что процесс строительства,  воссоздания, реставрации  Культовых сооружений включает в себя множество особенностей, не характерных для светской архитектуры.  Здесь общеизвестные законы гражданского строительства должны быть подчинены  Церковным  канонам, которые нужно знать и понимать, с чем они связаны.

                Для строительства будущего Храма или реставрации существующего очень важен выбор архитектора. Проектные и строительные решения архитектора в значительной мере  определят не только внешний вид Храма, но и затраты на строительство и условия его эксплуатации. Очень желательно, что бы архитектор обладал опытом в строительстве Храмов, знал историю церковной культуры, понимал древний язык архитектуры, прочувствовал тот образ, которому данный Храм посвящен. Наша организация широко сотрудничает с рядом архитекторов,  прекрасно  зарекомендовавших себя в Храмовом строительстве:  И. И. Тажиев (Архитектурное бюро 2000), Д. В. Пшеничников,  Л. И. Колоколов (ГУП Моспроект - 3), А. Н. Оболенский (Арххрам).

               В проектной документации на Храм важное место должно быть отведено проблеме  водоотвода   и общей организации кровли Храма и особенно кровли сложной. Основными элементами системы отвода воды  с кровли на грунт являются водостоки или водометы. Наиболее целесообразно использовать водометы на кровлях колоколен и звонниц, а так же на закомарах Храмов классической компоновки (крестово-купольной). Водометы  достаточно далеко должны отбрасывать воду,  не повреждая отмостку и цоколь. Цоколь в данном случае лучше выполнить в натуральном камне или граните. При устройстве кровли Храма с обычной скатной кровлей лучше применить водостоки с подогреваемыми воронками. Такие водостоки не испортят вид и обеспечат классический водоотвод с  кровли. Особенно важно обеспечить (ливневкой) надежный водоотвод при реставрации фундаментов старых Храмов.

                 Декоративная кровля Храма несет как защитную от атмосферных осадков так и эстетическую функции. И здесь возникает  главный вопрос о выборе материала кровли (куполов). Традиционное  решение – это выполнить кровлю медной (М1Ф) с дальнейшей покраской или покрытием сусальным золотом. Но медную кровлю можно ничем и не покрывать, и это будет зачастую являться лучшим выбором. Другой вариант – это нержавеющая сталь с покрытием нитридом титана ионно-плазменным напылением в вакуумной камере. Нержавеющая сталь, полученная таким методом может быть серебристой, под цвет золота, свежей меди, синего и черного цвета (что имеется на рынке). Можно использовать оцинкованную рулонную  сталь с покрытием полиэстером различного цвета по каталогу цветов RAL. Самое выигрышное решение по долговечности и красоте – это  использование нержавеющей стали с покрытием золотом 999 пробы или другими металлами платиновой группы (палладий, родий, платина …) гальваническим методом. В любом случае выбор материала должен соответствовать замыслу архитектора и традициям церковной архитектуры.

Самый экономный вариант – это купола  (большие) и остальная декоративная кровля, выполненные в оцинкованной стали с покрытием полиэстером, которое обеспечит срок службы до 10 лет. Более затратные решения – нержавеющая сталь  с напылением  нитридом титана,  либо медь (стоимость устройства кровли примерно одинаковая). Оба материала имеют свои достоинства и недостатки, но кровельные материалы с напылением нитридом титана имеют гораздо больше возможностей по декоративному оформлению. Обязательно нужно выбирать продукцию только  надежного производителя, имеющего сертификат соответствия, собственное производство и высокую репутацию (ООО «Строительно-реставрационная компания «Предслава» и  ООО «Морион»). Самое дорогостоящее исполнение декоративной кровли – это медь, покрытая сусальным золотом. Срок службы этого покрытия небольшой – 10- 15лет, а период производства работ может значительно (6-8 месяцев) растянуться, т.к. технология сусального золочения сильно зависит от климатических условий. Для решения проблем красоты и надежности декоративной кровли прекрасно подходит инновационный материал - нержавеющая сталь с покрытием золотом 999 пробы гальваническим способом, разработанный специалистами ООО СРК «Предслава». За последние 6 лет он однозначно стал вне конкуренции среди декоративных кровельных материалов по красоте и долговечности. Срок службы такого покрытия свыше 60 лет. Соотношение «цена-качество»  (при выборе декоративного кровельного материала) однозначно является  основным аргументом в пользу нержавеющей стали с покрытием золотом.

(Подробнее о достоинствах и недостатках кровельных материалов, сравнительной стоимости кровельных работ Вы можете ознакомиться на сайте www.predslava.ru в рубрике «В помощь настоятелю» и в журнале «Церковный строитель №26 на стр.9)

 
 О сводах.

Храмы с классической внутренней компоновкой в настоящий момент принято делать с несущей монолитной железобетонной плитой. Для экономии можно устанавливать плиту только на внутренние столбы и ставить балки распоров к стенам, обязательно имеющим монолитный ж/б пояс. Своды, арки и паруса в таком случае выполняются подвесными  (как потолки) из стали с торкретированием 30-50мм. Так выполнены своды Храм Христа Спасителя (материал - сталь нержавеющая), Кафедрального Собора в  г. Магадане и др.

Другое решение - это возведение монолитных несущих ж/б сводов, которые с успехом могут выполнить такие строительные фирмы, как ЗАО « Соцпромстрой» из г. Одинцово, столичный концерн «Крост». Такие своды требуют высокой квалификации специалистов и значительных затрат.

Иное  решение  – это сталебетонные своды. Такие своды позволяют воплотить любые желания зодчих. В основе конструкции простое решение: сталь используется как основной несущий элемент и повторяет все архитектурные формы, бетон заливается по стальной опалубке, крепящейся к самим конструкциям свода и  носит  защитно-укрепляющий характер. Сталебетонные своды позволяют значительно сэкономить средства (более чем в 2 раза) и обеспечивают высокую надежность. Инновационность подхода состоит в точном расчете, обеспеченном специально разработанной расчетной методикой и компьютерной программой. Такой свод выполнен, например,  на храме Преображения Господня г. Люберцы МО.

                В заключение хочется отметить, что уникальность храмостроительства заключается в сочетании современных эффективных строительных технологий с традициями церковной строительной культуры и в тесном взаимодействии талантливых зодчих, профессиональных инженеров и программистов. Победа проекта высокотехнологичного мультимедийного храмового комплекса в Париже говорит о том, что время диктует новые модернизационные подходы. А мы инженеры и технологи ООО «СРК Предслава»  готовы поддержать самый смелый проект.